Добрые ходоки.

604

Добрые ходоки (benandanti — что переводится с итальянского как «идущие на благое дело».) были членами широко распространенного и, по-видимому, древнего культа сновидений, обнаруженного инквизицией в регионе Фриули в Италии. Когда времена года менялись, во время “Дней тлеющих углей” (12 дней поста (по три дня четыре раза в год в англиканской и ка-толической церкви), бенанданти входили в сонный транс, при этом их тело оставалось в кровати и их было невозможно разбудить. Во время транса их души отправлялись в прекрасную долину на краю света. Там они вели эпическую битву со злыми духами и ведьмами, чтобы обеспечить безопасность урожая.

В 1575 году один добрый ходок впервые попал в поле зрения властей Фриульской церкви, когда деревенский священник дон Бартоломео Сгабарица начал расследование заявлений, сделанных бенанданте Паоло Гаспаротто. Хотя Сгабарица вскоре оставил свои расследования, в 1580 году дело было возобновлено инквизитором Фра Феличе де Монтефалько, который допросил не только Гаспаротто, но и множество других местных бенанданти и духовных медиумов, в конечном итоге осудив некоторых из них за ересь и колдовство. Под давлением инквизиции эти ночные путешествия душ были ассоциированы с дьявольским Шабашем Ведьм, что привело к исчезновению культа бенанданти.

Первым историком, изучившим традицию бенанданти, был итальянец Карло Гинзбург, который начал изучение сохранившихся записей судебных процессов в начале 1960-х годов, кульминацией которого стала публикация его книги «Ночные битвы: колдовство и аграрные культы в шестнадцатом и семнадцатом веках». В интерпретации Гинзбурга феномен добрых ходоков был «культом плодородия», члены которого были «защитниками урожая и плодородия полей». Кроме того, он утверждал, что это была только одна сохранившаяся часть гораздо более широкой европейской традиции древних шаманских практик, которая берет свое начало в дохристианский период, обнаруживая сходство с ливонскими верованиями в оборотней, славянскими крестниками, некоторыми другими пережитками древнего язычества в разных уголках Европы. Прослеживаются параллели с современным шаманством Сибири, Дальнего Востока, Южной Америки и Юго-Восточной Азии.

Бенанданти становились только люди, «родившиеся в рубашке». Так называли младенцев, родившихся в неразорвавшемся околоплодном пузыре. Такие «счастливчики» всегда наделялись в народных верованиях особыми качествами. Отсюда и русская поговорка — «родился в рубашке». Для сохранения особых качеств они должны были высушенную «рубашку» всегда носить с собой. Обычно для этого служила особая ладанка. Посвящение в бенанданти они проходили, только став взрослыми.

По четвергам между днями тлеющих углей, 4 раза в год, в дни равноденствия и солнцестояния, по утверждениям бенанданти, их души покидали свои тела ночью в виде маленьких животных. Души людей отправлялись в поля, чтобы сражаться со злыми ведьмаками (маланданти). Мужчины бенанданти сражались стеблями укропа, в то время как ведьмы и злые духи были вооружены метлами из стеблей сорго и лошадиными хвостами, привязанными к палкам. Если мужчины одерживали верх в магической битве, то урожай был обильным, а скот плодовитым. Если добрые ходоки проигрывали, то их селения ждал неурожай, голод и бесплодие, поэтому все участники относились к делу с полной приверженностью, осознавая всю его чрезвычайную важность.

В показаниях, данным инквизиции, сохранились красочные и подробные описания астральных путешествий, магических битв, с уточнением количества участников до 5000 существ с каждой стороны, деталей их внешнего обличия, отдельных эпизодов, способов войны и подвигов. Погибший добрый ходок мог не вернутся в свое тело или стать злым ведьмаком.

Женщины-бенанданти выполняли другие священные обязанности. Покинув свои тела, они отправлялись на большой пир, где танцевали, ели и пили с процессией духов, животных и фей, и узнавали, кто из жителей деревни умрет в следующем году.

Добрые ходоки сами себя называли «воинами Христа» и яростно отказывались от обвинений в дьявольских кознях, ведь именно со злыми силами они и боролись в своих астральных битвах.

Инквизиторы, судя по сохранившими записям, относились к этому явлению удивительно снисходительно. Обычно бенанданти достаточно легко отделывались от судебных разбирательств. Часто их отпускали, считая ненормальными чудаками, иногда заставляли отсидеть пару недель в заточении на хлебе и воде и покаяться. Конечно, последователи культа добрых ходоков подвергались яростному осуждению в церковных проповедях за антихристианское поведение и постепенно культ сошел на нет. Последний крупный процесс над бенанданти проходил в 1644 году.

Вы можете почитать про добрых ходоков на английском здесь.

Больше интересных историй на русском языке вы можете найти здесь в Телеграм или здесь в ВК.

Больше информации по английскому языку вы можете получить на моем телеграм канале t.me/english_teacher_moscow

Больше адаптированных аудиокниг на английском языке вы можете найти в моей VK группе https://m.vk.com/public26206217

Больше афоризмов и пословиц вы можете найти в моем Инстаграм профиле.